Полезные ссылки
Федеральные ресурсы

Работа на железной дороге — ответственное и почетное дело. Российские железные дороги — целая империя со своими станциями и полустанками, машинистами и проводниками, бригадирами поездов и начальниками станций. Так это выглядит для простого обывателя. Но за внешней стороной скрывается титаническая работа техников, операторов, диспетчеров, путевых рабочих и мастеров депо — именно они координируют движение пассажирских и грузовых потоков на железной дороге, следят за безопасностью, обеспечивают своевременное отправление составов.

Средняя зарплата работников железнодорожного транспорта — 15 000–18 000 рублей. В зависимости от профессии, занятости, стажа и квалификации она варьируется от 7 000 до 24 000 рублей. Это прилично, если сравнивать со средней потребительской корзиной по стране — 6 500 рублей. Но труд железнодорожников нелегкий: движение по рельсам происходит в течение 24 часов 7 дней в неделю, ночные смены и режим работы — 12 часов работы — двое суток дома — обычное явление для путейцев. Добавим, что жить на колесах совсем не просто, не каждый способен вписаться в такую колею. Выбирая в качестве будущей профессии работу железнодорожника, стоит помнить обо всех этих особенностях. Среднее техническое образование по одной из вышеназванных специальностей поможет поступить со значительными льготами в любой транспортный вуз. Продолжив обучение по специальности в вузе, в итоге вы сможете получить квалификацию «инженер путей сообщения» или «менеджер». Это позволит устроиться на работу в систему МПС в качестве управленца среднего или высшего звена и сделать карьеру в целой империи, которая называется ОАО «Российские железные дороги».

Выбор профессии — это, прежде всего, ваш выбор. Выбирая профессию, вы выбираете не только способ, каким вы будете зарабатывать на жизнь, но и образ жизни. Легкомысленный выбор профессии только по ее внешним про­явлениям, без учета ее внутренних требований, ограничений и различного рода обязательств — это эксперимент, который может обойтись очень дорого не только вам, но и окружаю­щим. А ответственность ляжет только на ваши плечи.

Техническая эксплуатация подвижного состава (вагоны)

Содержание труда: Производственно — технологическая — эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов: обеспечение безопасности движения при эксплуатации подвижного состава;

Организационно — управленческая — организация работы коллектива исполнителей, планирование и организация производственных рабом выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций: осуществление контроля качества выполняемых pa бот по технической эксплуатации подвижного состава: оценка экономической эффективности и производственной деятельности; обеспечение техники безопасности на производственном участке: конструкторско — технологическая — оформление технической технологической документации для изготовления отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог.

Техник должен анализировать и оценивать техническое состояние подвижного состава железных дорог; эксплуатировать подвижной состав железных дорог, производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава в соответствии с требованиями технологических процессов, обеспечивать безопасность движения подвижного состава, планировать, организовывать производственные работы коллективом исполнителей и осуществлять контроль за качеством выполняемых работ, оформлять техническую и технологическую документацию; решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Выпускник знает: Транспортный устав железных дорог РФ; Правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте; Технические условия размещения и крепления грузов; Правила технической эксплуатации железных дорог РФ и инструкции, регламентирующие безопасность движения поездов: Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ, Инструкцию по сигнализации на железных дорогах РФ, Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, знает правила и нормы охраны труда, технику безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.

Профессионально важные качества: память; внимание; аккуратность; коммуникативные способности; моторика рук. Медицинские противопоказания: Работа не рекомендуется людям, имеющим заболевания сердечно-сосудистой системы с выраженной патологией, снижение остроты зрения, сужение полей зрения, нарушение бинокулярности и цветоощущения, хронические болезни уха со снижением функции, нарушения в вестибулярном аппарате, ярко выраженную патологию опорно-двигательного аппарата, затрудняющую движение; страдающим бронхиальной астмой.

 

Организация перевозок и управление

Технических работников, управленцев младшего и среднего звена готовят по специализации «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте». Чтобы работать диспетчером движения в сфере технической или коммерческой эксплуатации железных дорог, необходимо изучить следующие предметы: организация движения, пассажирские перевозки, организация перевозок грузов, перевозка опасных грузов, перевозка скоропортящихся грузов, основы транспортной логистики, техническая эксплуатация и безопасность движения грузов, автоматизированные системы в грузовой и коммерческой работе, понятие о предпроектных работах и порядке проектирования. Студенты работают также с действующими инструкциями МПС, штудируют прикладные и расчетно-номенклатурные дисциплины: инвестирование проектов, изыскания, их виды, съемка местности, геологические работы, экономические изыскания, определение категорий линий, общий порядок проектирования железнодорожных линий. Выпускника ждет работа в качестве техника на различных подразделениях железнодорожного транспорта, где главными задачами являются обеспечение выполнения графика движения поездов, безопасности движения, сохранности грузов и подвижного состава, организация выполнения заданий по переработке вагоно- и пассажиропотоков.

 

Автоматика и телемеханика на ж/д транспорте

Каждый из нас, садясь в поезд, хочет быть уверенным, что в пути следования с поездом ничего не случится. Безопасность движения пассажирских и грузовых поездов обеспечат выпускники специальности «Автоматика и телемеханика». Именно они изучают системы и устройства интервального регулирования движения поездов и вопросы обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте. В перечень изучаемых устройств входят как простейшие из них (реле, светофоры, трансформаторы, стрелочные переводы, рельсовые цепи, транзисторы, интегральные микросхемы), так и системы управления движением на станциях, на перегонах (между станциями). На смену системам релейным идут электронные и цифровые системы телеуправления и контроля. На этой же специальности изучают устройства ДИСК, КТСМ (системы диагностики подвижного состава на ходу поезда), АЛСН (автоматическая локомотивная сигнализация), САУТ (система автоматического управления тормозами) и многое другое. В настоящее время внедряются автоматизированные рабочие места (АРМы), которые позволяют руководителям любого уровня вести дистанционный мониторинг состояния станционных путей, перегонных светофоров, устройств электропитания, находясь за экраном компьютера. Все эти устройства состоят из тысяч электронных элементов, объединенных вместе и решающих нужную задачу, поэтому знания электроники и вычислительной техники просто необходимы.

 

 

Ко всем этим устройствам предъявляются очень жесткие требования, так как от их надежной работы зависит безопасность движения поездов. Наряду с теорией большое внимание уделяется практическому обучению, например, строительству и монтажу устройств автоматики. В общем, это настоящая мужская профессия.

Подобные системы автоматики и управления широко используются в самых различных отраслях промышленности. Например, в системах управления станками, производственными линиями. Поэтому выпускники этой специальности находят применение своим силам и знаниям не только на железнодорожном транспорте.

Чем занимается техник на железнодорожном транспорте? Главная его задача - квалифицированное техническое обслуживание, ремонт, обеспечение надежной работы устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Есть утвержденный график технического обслуживания, в соответствии с которым техник следит за устройствами, проводит измерения и регулировку параметров устройств, вовремя их чистит, смазывает, заменяет, подтягивает крепления, меняет лампы светофоров, и т.д. Конечно, если что-то вышло из строя (в принципе этого не должно быть), он немедленно выясняет причину, находит неисправность и устраняет ее. Чем меньше неисправностей, тем лучше оценивается его работа.

           

 

 

Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте

Железная дорога сложный организм. И чтобы он работал без сбоев, в нем все должно быть продумано, отрегулировано, учтено и задокументировано. Только документ свидетельствует о том, что железная дорога своевременно и в полной сохранности доставляет груз (или пассажира) до места назначения с соблюдением условий его перевозки и выдает груз грузополучателю, а грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.

К таким документам относятся: накладная, дорожная и передаточная ведомости, вагонный лист, погрузочный ордер, багажная квитанция, сдаточная ведомость, путевой журнал и билет пассажира. Порядок в документах – это свидетельство правильно организованной работы, а сами документы – помощники для работников железнодорожного транспорта. Правильно оформить документ – целая наука, овладеть которой можно при нескольких условиях: если человек внимателен, усидчив, ответственен, обладает культурой общения.

 

   

 

 

Машинист локомотива

 

Машинист локомотива — специалист на железнодорожном транспорте, осуществляющий управление локомотивом (паровоз, тепловоз, электровоз) или моторвагонным подвижным составом (дизель-поезд, электропоезд).

Помимо машиниста в локомотивную бригаду обычно входит помощник машиниста, а на паровозе — ещё и кочегар. В некоторых случаях (например, на маневровых локомотивах и в поездах метро) локомотивная бригада может состоять только из машиниста — так называемое «управление в одно лицо».

В первое время, после перехода с паровозной на тепловозную тягу в состав локомотивной бригады помимо машиниста и помощника машиниста входил ещё и дизелист отвечающий за наблюдение за исправной работой дизелей.

Первоначально обозначение на железной дороги специальности по управлению локомотивом, было механик, в дальнейшем после распространения термина машинист, термин механик оставался неофициальным, и даже более распространенным термином для обозначения специальности машиниста локомотива.

Обязанности:

- управление грузовым, пассажирским поездом дальнего следования, пригородного и местного сообщения, специальным поездом, промышленным локомотивом (на внутризаводских путях, шахтах, рудниках и т.д.);

- маневровые передвижения;

- прием и контрольно-технический осмотр локомотива;

- обеспечение рационального режима управления локомотивом;

- обеспечение правильного режима работы локомотива, прицепных вагонов и их узлов;

- контроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования;

- обеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов;

- выполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров;

- контроль за безопасной посадкой и высадкой пассажиров;

- информирование пассажиров о посадке, высадке и отправлении поезда;

- контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза и безопасностью пассажиров в пути следования;

- принятие экстренных решений в случае применения стоп-крана;

- руководство и контроль за работой членов локомотивной бригады;

- своевременное устранение выявленных в пути следования неисправностей;

- выполнение служебного ремонта локомотива в составе локомотивной бригады.

Основные профессионально важные качества

Хорошее зрение, слух, быстрота реакции, развитый глазомер. Высокий объем и переключаемость внимания, бдительность. Хороша развитая слуховая и логическая память. Развитое пространственное воображение, предметно-действенное мышление. Эмоциональная устойчивость, решительность, смелость. Ответственность, наблюдательность, дисциплинированность. Склонность к работе с техникой.

Дополнительные особенности

В работе машиниста могут встретиться экстренные ситуации, подвергающие опасности жизнь и здоровье людей. Противопоказаны сердечно - сосудистые заболевания, злоупотребление спиртными напитками.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

невнимательность; безответственность; плохое зрение; плохие показатели быстроты реакции; нерешительность; сердечные заболевания; злоупотребление спиртными напитками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.rabotka.ru/infoworker/0081.php

http://prof.shkola73lnk.edusite.ru/p59aa1.html

https://tzht.ru/entrant/2-o-professijah.html

 

 

 

 

Наверх