2 октября 1940 года был подписан указ Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных Трудовых Резервах СССР». На 1 января 1941 г. в Омской области насчитывалось 10 учебных заведений системы «Трудовых Резервов» 3— ремесленных училищ, 1 — железнодорожное училище, 6 — школ ФЗО. В них обучалось 3,8 тыс. человек.
Первый учебный год в Омском Железнодорожном училище № 1 начался с 1 декабря 1940 г. на базе Паровозоремонтного завода. В январе 1942 г. Железнодорожное Училище № 1 переведено в двухэтажное здание бывшей неполной вечерней школы № 8 по улице Новобазарной (сейчас Избышева, 3).
В годы Великой Отечественной войны контингент учащихся ЖУ №1 в основном составляли подростки, эвакуированные из районов Европейской части СССР.
Железнодорожное училище №1 начало подготовку рабочих кадров для Омской железной дороги. К началу 50-х гг. по 13-ти специальностям:
• «Слесарь по ремонту паровозов, вагонов», • «Автоматчик»
• «Поездной вагонный мастер»,
• «Слесарь инструментальщик»,
• «Токарь»,
• «Столяр плотник»,
• «Дежурный по станции»,
• «Бригадир пути»,
• «Литейщик»,
• «Кузнец»,
• «Телеграфист телефонист».
Война смешала все планы. Но жизнь в училище не замирала.Теперь она подчинялась интересам фронта. Чтобы скорее перейти к выполнению спецзаказов фронта, ребята сами реконструировали станки, оборудовали мастерские, готовили инструмент. Работали почти все столько, сколько было необходимо (до 24 часов без перерывов). Училище ежемесячно отгружало по 13–15 вагонов продукции. Уже в марте 1942 года старыми до блеска стертыми напильниками учащиеся выполнили первый план. Занимались в 3 смены.
Делом чести каждого учащегося училища считалось учиться на отлично и хорошо. Одними из первых, кто стал выполнять нормы взрослых рабочих на предприятиях были отличники учебы А. Меньшов, П. Поярков, С. Симаков, И.Андреев, Д. Уличев А. Меньшов, А. Вехрушев, С. Симаков, И. Сурманов В. Королев,Б. Пенявский, С. Даниленко, П. Морозов, В. Чемов, В. Будченков.